“Бочка” — одна из самых известных фигура высшего пилотажа, суть которой заключается в обороте самолета вокруг своей продольной оси на 360 градусов. Если вы хотя бы раз посещали авиашоу, то вам наверняка доводилось наблюдать выполнение этого трюка. “Бочка” может быть однократной или многократной, то есть самолет может сделать один или несколько оборотов вокруг своей оси. Впервые эту фигуру показал американский летчик Даниел Мэлони еще в 1905 году. Однако выполнение «бочки» является сложной задачей даже для пилотов спортивных самолетов, требующей большого опыта. Но можно ли выполнить этот же трюк на большом авиалайнере?
Фигура высшего пилотажа на пассажирском самолете
Сразу скажем, что в истории авиации были случаи выполнения «бочки» на пассажирских самолетах. Например, Ричард П. Андерсон, профессор аэрокосмической техники Университета аэронавтики Эмбри-Риддл, говорит, что даже знает лично людей, которые выполняли “бочку” на больших самолетах. Первым же таким пилотом стал Элвин Джонстон, летчик-испытатель компании Boeing. Впервые он показал «бочку» еще в 1955 году на самолете Boeing 367-80, который также известен как Dash 80.
Пилот хотел произвести впечатление на руководителей Boeing, которые наблюдали за его полетом с яхты на озере Вашингтон. Тогда Элвин Джонстон не только совершил две бочки, но и сделал шандель — еще один сложный трюк, при котором самолет делает разворот на 180 градусов и одновременно набирает высоту. Когда начальник вызвал пилота к себе и спросил, чем он занимается, пилот ответил — “продаю самолеты”, о чем сообщает издание Plane & Pilot Magazine.
“Бочка” на авиалайнере — насколько это сложно
Как сообщает Ричард П. Андерсон, физика действует одинаково на все самолеты, независимо от их размеров. Поэтому при выполнении таких трюков важен не размер машины, а умение пилота контролировать количество перегрузок, которые на него действуют в момент крена.
Как поясняет профессор, при выполнении таких фигур как “бочка”, пилоту необходимо поддерживать перегрузку на уровне около 1g, то есть близкую к той, которую мы испытываем на Земле. К слову, пассажирским самолетам иногда все же приходится выдерживать сильные перегрузки, когда они входят в турбулентность, но сейчас речь не об этом. Чтобы осуществить маневр, пилот должен выполнить перекат (вращение вокруг своей оси) и одновременно поднять нос самолета вверх, а после этого дать носу опуститься вниз до разумного предела. Все это выполняется на скорости 885-965 км/ч.
Таким образом, единственным ограничением выполнения бочки является скорость вращения. Необходимо развернуть самолет до того, как нос окажется сильно наклоненным вниз. Пока самолет сохраняет разумный крен, выполнить бочку на нем можно так же, как и на любом другом самолете. Соответственно, пилот должен обладать большим опытом, чтобы контролировать все эти моменты.
Кроме того, есть и еще одно ограничение. По словам Дэвида Хаглунда, опытного пилота BBC США, для большого самолета требуется больше пространства, чтобы выполнить фигуру. Поэтому пилот должен правильно оценить доступное пространство, что особенно касается высоты — должно оставаться достаточно пространства для маневра как над самолетом, так и под ним.
Почему на современных самолетах нельзя выполнить “бочку”
Итак, как мы выяснили, что физически выполнить «бочку» на крупном самолете вполне возможно. Однако некоторые производители встраивают в свои самолеты ограничения. Возможно, это сделано специально для “техасских Джонстонов”, чтобы у них не возникало желания совершать авиационные трюки на самолетах, которые предназначены совсем для других целей.
Например, Airbus не позволяет пилотам кренить самолет более чем на 60 градусов. Чтобы совершить больший крен, необходимо отключить часть автоматической пилотажной системы, которая управляет рабочим диапазоном самолета.
Напоследок предлагаем ознакомиться с другими интересными фактами о самолетах, а именно — как спойлеры и скоростные тормоза обеспечивают управление. Вы можете перейти по ссылке, и узнать, как они работают и какую функцию в самолете выполняют.
Самое обсуждаемое :